По прогнозам экспертов ТЕХНОНИКОЛЬ, позитивный тренд сохранится до конца года – в основном за счет роста темпов малоэтажного строительства. С начала 2024 он составил 20%. В перспективе ближайших лет запросы строительной отрасли продолжат постепенно увеличиваться, что к 2026 может привести к появлению 8 новых производств минеральной ваты.
Перечисленные факторы окажут положительное воздействие на развитие сегмента минеральной изоляции в ближайшие годы и стимулируют дальнейший рост потребления.
«По нашим оценкам, к 2026 в России появится около 8 новых предприятий по выпуску минеральной изоляции. Это поможет удовлетворить запросы строительной отрасли, насытит рынок, а заодно – увеличит конкуренцию. Это, безусловно, позитивный фактор – соперничество всегда подталкивает к развитию и переходу на более совершенный уровень. В борьбе за клиента промышленники больше будут делать ставку на качество, чем на стоимость и доступность продукции. Чтобы выиграть в этой гонке и поддерживать высокое качество материалов, мы открываем собственный инженерный центр. Его разработки позволят компенсировать уход из страны поставщиков высокотехнологичного оборудования для наших заводов. Мы сможем самостоятельно создавать необходимые технологии, которые не уступают европейским аналогам. И отдавать свои проекты в производство отечественным компаниям», – отметил Василий Ткачев, руководитель направления «Минеральная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ.
В первом полугодии 2024 г. общий объем жилищного строительства в РФ вырос на 1,6%. Наибольшую активность демонстрирует коттеджное и малоэтажное строительство – 20%. Это устойчивый тренд, который будет сохраняться за счет госфинансирования сельской ипотеки и программы поддержки молодых семей и окажет влияние на сегмент минеральной ваты. Так, например, потребление кровельных материалов для частных застройщиков за первые пять месяцев 2024 по отношению к аналогичному периоду 2023 г. повысилось сразу на 26%.
В сегменте многоквартирных домов рост наблюдается в регионах. В Москве и Санкт-Петербурге, наоборот, отмечается снижение объемов строительства многоэтажек и потребления минеральной изоляции. На ситуацию в мегаполисах повлияет не только увеличение ключевой ставки ЦБ, но и сворачивание ряда льготных ипотечных программ.
В промышленном и гражданском строительстве заметно увеличилось потребление минваты для навесных вентилируемых и штукатурных фасадов, а также материалов для индустриального строительства.
Среди регионов наибольший прирост потребления минеральной изоляции показали УрФО и ДВФО (17% и 11% соответственно). На Урале он происходит за счет промышленного строительства, на Дальнем Востоке – программ господдержки. В Приволжском (+9%) и Северо-Западном (+7%) федеральных округах потребление увеличивается благодаря строительству жилья и промышленных объектов, в Южном (+5%) – государственным программам финансирования.
«Мы ожидаем, что положительные тенденции в строительстве и сегменте минеральной ваты, в частности, сохранятся. Возможно, рост в этом году будет больше, чем мы планировали: потребление каменной ваты может увеличиться на 6%, стекловолокна – на 7%. Его несколько затормозит частичное сокращение льготных ипотечных программ и возможный рост ключевой ставки», – прокомментировала Елена Кузнецова, директор по маркетингу направления «Минеральная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ.