От слухов к делу: Минстрой планирует поэтапное введение санкций и штрафов для производителей и поставщиков строительных материалов за непредоставление информации о ценах в систему ФГИС ЦС до 2020 г.
В национальный кровельный союз неоднократно поступали вопросы от производителей и поставщиков строительных материалов о том, когда именно Минстрой планирует введение анонсированных ранее штрафов за непредоставление данных в систему Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), которые были анонсированы ранее в этом году. Ответ на этот вопрос дал сам Минстрой в подготовленном этим ведомством Плане мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительстве.
Планируется:
- Внесение изменений в Бюджетный и Градостроительный кодексы РФ в части установления порядка зачисления неналоговых доходов от штрафов за нарушение производителями и поставщиками строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования требований по предоставлению информации, необходимой для определения сметных цен строительных ресурсов (III квартал 2019 г.)
- Внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части наделения Федеральной налоговой службы полномочиями по участию в процедуре мониторинга цен строительных ресурсов (IV квартал 2019 г.)
- Внесение изменений в Федеральный закон №488-ФЗ "О промышленной политике" в части установления запрета на предоставление финансовой поддержки производителям и поставщикам в случае непредоставления данных о строительных ресурсах (IV квартал 2019 г.)
- Внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности производителей и поставщиков за непредоставление данных о ценах на строительные ресурсы (I квартал 2020 г.).
- Внесение изменений в законодательство о закупках (№44-ФЗ, 223-ФЗ) о установлении обязанности заказчика, регионального оператора капремонта при подготовке документации о закупках установить требование о запрете заключать договоры с производителями и поставщиками, которые нарушают возложенную на них обязанность предоставлять данные о ценах на строительные ресурсы (I квартал 2023 г.).
Согласно Плану, для того чтобы внедрить новый метод ценообразования и перейти от индексно-базисного метода к ресурсному, необходимо решить ряд дополнительных задач, в том числе, на уровне формирования нормативной правовой базы и новых инструментов для работы.
В частности, планируется увеличить количество каналов сбора данных о ценах строительных ресурсов вв ФГИС ЦС "от лиц, обладающих достоверной информацией". Так, с Минпромторгом России планируется взаимодействие по сбору данных в части перечня производителей и импортеров, а также объемов производства и импорта строительных материалов.
Дополнительно прорабатывается вопрос формирования ФГИС ЦС как открытого платформенного решения, которое предложит рынку необходимую ему аналитику и сервисы, например, возможность расчета стоимости перевозок. Началось тестирование информационного взаимодействия со сметными программами, используемыми на строительном рынке.
При этом, до законодательно установленного срока перехода на ресурсную модель ценообразования планируется сохранить и существующий порядок определения сметной стоимости строительства: базисно-индексным, ресурсно-индексным и ресурсным методами. Для этого прорабатывается вопрос снятия запрета на изменение действующих нормативов базисно-индексного метода, установленный Градостроительным кодексом РФ с 30 сентября прошлого года.
В части актуализации государственной сметно-нормативной базы, помимо проводимой работы, по мнению Минстроя России, особое внимание необходимо уделить синхронизации федеральных сметных нормативов с действующими региональными и отраслевыми. Для этого важно оптимизировать порядки актуализации сметных нормативов.