В проект Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года включено предложение о введении цифровой маркировки прослеживаемости товаров на строительные материалы. Национальный кровельный союз выступает против: предложение не проработано и не учитывает финансовых затрат компаний строительного рынка – от производителей до подрядчиков. Ранее аналогичные предложения предлагалось включить в проект Регуляторной гильотины – благодаря активной позиции НКС это не произошло.
В проект Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года включена задача о проведении плана мероприятий по обеспечению применения качественных строительных материалов. Данный план должен предусматривать в том числе создание системы межведомственного взаимодействия и распространение Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на основные строительные и иные материалы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства.
Национальный кровельный союз выступает категорически против включения данного пункта в текст проекта Стратегии. Предложение не проработано и не согласовано с представителями рынка, несет существенные риски для всей строительной отрасли.
Распространение Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на основные строительные и иные материалы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, в текущей экономической ситуации неизбежно приведёт к удорожанию строительства, новому снижению его объёмов, поставит под угрозу реализацию национальных проектов.
Отсутствует чёткое определение, какие именно строительные материалы следует считать «основными», т.е. влияющими на безопасность зданий и сооружений. К товарам, подлежащим маркировке, можно отнести все строительные материалы, включая отделочные материалы, которые могут выделять вредные вещества, негативно влияя на здоровье людей, и крепёж.
Отсутствуют экономические расчёты, насколько повысится стоимость отечественных строительных материалов с введением маркировки: вопрос не только в технической стороне нанесения маркировки на продукцию, а в полном пересмотре цепочки бизнес-процессов, организации логистики и складирования материалов.
Введение маркировки может привести к проблемам применения строительных материалов, изготовленных для уникальных объектов, а также инновационных материалов.
Введение маркировки приведет к дальнейшему сокращению доли малого бизнеса в строительстве. И связано это не только с проблемами внедрения системы учета товара, кассовыми аппаратами, но и с налогообложением: существует запрет Министерства финансов на применение спецрежима в виде единого налога на вмененный доход и патентное налогообложение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю в части реализации товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками.
Возникнут проблемы в сегменте индивидуального жилищного строительства, так как неясно, каким образом планируется осуществление контроля за продвижением строительной продукции в данной области.
Проблемы обеспечения безопасности представленные предложения не решают – Единая национальная система цифровой маркировки создана для контроля за перемещением товаров, но для контроля их качества.
Национальный кровельный союз призывает всех участников со всей серьезностью отнестись к данным предложениям. Просим свое мнение о перспективах введения маркировки и возможных рисках направлять на адрес molchanova@roofers-union.ru .